Версия сайта для слабовидящих

Учитель-логопед МАДОУ "Сказка" Зорина С.С.

Голос и речь воспитателя – важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса, а также средство реализации методических и дидактических задач.

В дошкольном возрасте голосо-речевой аппарат ребенка находится на стадии развития. При этом, обладая большой способностью к подражанию, он легко перенимает как правильную, так и нарушенную речь окружающих его взрослых. Дети быстро привыкают к определенному стилю педагогического руководства и речевого поведения воспитателя. Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность образовательного процесса.

Голосо-речевая нагрузка воспитателя меняется в течение рабочего дня, причем в разные режимные моменты она неоднородна и зависит от ряда факторов: самого режимного момента, способов и средств его организации, стиля профессионального руководства воспитателя, его педагогического мастерства и организаторских умений, степени самостоятельности детей, а также от программы, по которой работает конкретная ДОО.

Существуют общепедагогические и специальные методы и приемы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты. Для начала рассмотрим подробнее общепедагогические методы и приемы.

Рабочий день воспитателя начинается в 7 часов с приема детей в группу. В это время он реализует одновременно разноплановые задачи: встречает воспитанников, организует с ними утреннюю гимнастику, подвижные игры, общается с их родителями.

В качестве дополнительных нагрузок на голосо-речевую функцию в ходе данного режимного момента нужно отметить необходимость общаться сразу с несколькими людьми разных возрастов и переключаться с одной деятельности на другую.

Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей:

·           размещайте на стендах группы памятки для родителей о том, как нужно готовить детей к детскому саду после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка;

·           используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает»;

·           разговаривайте с родителями негромко, используя тембр и силу голоса и создавая положительный эмоциональный фон для общения.

Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:

·           создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (например: если зазвенит колокольчик — садимся за столики; если воспитатель взял фонарик — бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.);

·           используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;

·           постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);

·           назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;

·           включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:

·           не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников;

·           делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них;

·           привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса;

·           напоминайте воспитанникам об окончании самостоятельной деятельности с помощью разных педагогических приемов. Например, можно познакомить детей с героем Пылесос Пылесосычем, который засосет все, что разбросано, в свое брюхо, и потом не во что будет играть.

Сбор детей на прогулку и сама прогулка — важные режимные моменты, во время которых дополнительную нагрузку на голос создает необходимость работать в холодную и ветреную погоду, а также высокий уровень психоэмоционального напряжения.

В качестве способов снижения голосо-речевого напряжения на прогулкахможно использовать специальную подготовку детей к прогулкам -  выработку системы жестов и знаков. Например, предложите воспитанникам представить, что воспитатель — это регулировщик. Когда он поднимает правую руку вверх — надо подойти к нему; когда поднимает обе руки вверх — построиться парами и идти в группу; когда разводит прямые руки в стороны — можно самостоятельно поиграть на площадке и т. д. Для быстрого построения воспитанников парами используйте игры «Ручеек» или «Золотые ворота».

Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце рабочего дня:

·           организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку;

·           предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня;

·           выполните упражнения на релаксацию.

Умение проводить тихие игры с дошкольниками и саморелаксацию позволят снизить усталость, следовательно, уменьшить напряжение голосового аппарата.

Помимо использования общепедагогических методов и приемов, необходимо знать и использовать специальные дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, приемы для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, выработки рациональных способов голосоподачи и голосоведения.

1)Дыхание - это энергетическая база речи, поэтому первой "ступенькой" в работе над выразительной речью является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняем упражнение «Задуй свечу»: глубокий вдох через нос. Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы "пламя заколыхалось" и держим его в таком положении до конца выдоха.

2)Вибрационный гигиенический массаж служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.

Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечевого пояса, живота были расслаблены. Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных: 1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм"; 2. кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм"; 3. кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв".

3)Изменение высоты голоса - одно из наиболее значительных орудий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса мы предлагаем следующие упражнения:

"Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.

4)Речь, произносимая громким выразительным голосом, но слишком быстрая или чересчур медленная тяжело воспринимается слушателями. Для тренировки темпа речи мы рекомендуем последующий комплекс:

прочитать скороговорку: "Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:

·           вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение.

·           вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой беседе.

·           вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.

·           вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в разном темпе:

·           поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:

·           прибавляет ход: туктуктуктуктук:

·           мчится быстрее: так-чики,так-чики,так-чики.так-чики:

·           замедляет ход: туктуктук-тук-тук-тук:

5)Для того, чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной необходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализатора: хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация. Для развития всей мелодико-интонационной стороны речи выполняются следующие упражнения:

- произнести скороговорку с интонациями радости, удивления, восхищения, порицания, печали, безразличия;

- произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией вопроса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос;

- прочитать стихотворения, повышая на пол тона каждую строчку, как бы идя вверх по лестнице, чтобы звук голоса усиливался;

- прочитать заданный текст с интонациями удивления, страха, восхищения.

Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу фониатру. Мы надеемся, что предложенный комплекс упражнений поможет практикующим воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы.

Спасибо за внимание!

 

Рекомендуемая и использованная литература:

1.        Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М., 2005.

2.        Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург 1992.

3.        Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса. Методические рекомендации. / сост. О. С. Орлова, Ю. С. Василенко и др. - М., 1990.

4.        Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007.

5.        Морева Н. А. Тренинг педагогического общения - М., 2003.

6.        Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. - М., 2005.

7.        Лихачева В.Б. Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.

 

Дополнительные материалы по данной теме:

 

Расширенный доклад по теме.

 

             Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО. Лихачева В.Б.

 

             Специальные упражнения для укрепления голоса воспитателей. Лихачева В.Б.

 

            Презентация к материалу.

 

 

Учитель-логопед МАДОУ "Сказка": Зорина Светлана Сергеевна, I квалификационная категория.

 

Задать вопросы, высказать пожелания и предложения можно по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Развитие слухового внимания

1. «Жмурки». Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Ребёнку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комнаты. Ребёнок должен показать рукой на­правление звука. Затем целесообразно поменяться местами: зво­нит теперь ваш малыш, а вы угадываете направление звука.

2. «Скажи, что ты слышишь?». Ребёнку предлагается закрыть глаза, внимательно послу­шать и определить, какие звуки он услышал: щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих, вой ветра, лай собаки. Игру очень хорошо проводить на прогулке.

3. «Кто что услышит». Взрослый за ширмой (за спиной) стучит молоточком, звенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребёнок угадывает, каким предметом произведён звук.

4. «Найди игрушку». Ребёнок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Ма­лыш должен найти её, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответ­ственно чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

5. «Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-­нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукуш­кой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнаёт, кого именно поймал он.

6. «Узнай по звуку». Ребенок становится спиной к взрослому, который произ­водит разные шумы: перелистывает книгу, рвёт или мнёт лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Ребенок на слух определяет природу звука.

7. «Продавец и покупатель». Взрослый продавец, в магазине коробка с различной крупой. Покупатель (ребенок) входит в магазин и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее, покупатель должен на слух определить в какой коробке нужная ему крупа.

 Развитие речевого слуха

1.«Улавливай шепот». Игра заключается в том, что взрослый подаёт команды де­тям шепотом, чётким и внятным, но уловимым только в том случае, если ребенок вслушивается.

2. «Горшочек». Ребенок и взрослый садятся на ковёр и перекатывают мяч друг другу. Если ребёнок посылает мяч и говорит «холод­ный», то мяч можно трогать.Но если посылающий мяч говорит «горячий», то дотраги­ваться до мяча нельзя - «обожжёшься».

3. Песенка осы (з-з-з-з).

4. Песенка жука(ж-ж-ж-ж).

5. Звуки разных животных (мяу-мяу, гав-гав, му-у-у, ме-е-е, бе-е-е, пи-пи-пи, хрю-хрю  и т.д.)

6. Песенка воды: с-с-с (тихо) – вода льется тонкой струйкой, с-с-с (на сильном выдохе) – вода льется большой струей.

7. Надувание шарика (ш-ш-ш) и сдувание (с-с-с). Сопровождаем движениями руками.

 Таблица: примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Возраст

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5—6 лет

Звуки

а о э п б м

и ы у ф в т д н г к х й

с з ц ш ж ч щ

р л

 

Артикуляционные упражнения

для развития мышц артикуляционного аппарата.

 

Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

 Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

 Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

I. Упражнения для челюстей

- Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

- Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

- То же в быстром темпе.

- Легкое постукивание зубами - губы разомкнуты.

- Повторяется первое упражнение.

II. Упражнения для губ

"Улыбка"— растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.

То же с сомкнутыми губами и зубами.

"Трубочка" — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки".

Вращательные по кругу движения губами.

III. Упражнения для языка

(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

"Болтушка"— движения языком вперед-назад.

"Часики"— движения языком вправо-влево.

"Качели" — движения языком вверх-вниз.

а)к верхней — нижней губе;

б)к верхним — нижним зубам;

в)к верхним — нижним альвеолам.

Круговые движения языком:

а)по губам;

б)по зубам в преддверии рта;

в)за зубами.

"Лошадки"— щелканье языком.

"Лопатка"— широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15с.

"Иголочка"— узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. «Попытайся дотянутся до – зрительный ориентир (палец, игрушка..), но голову не вытягивай».

Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки".

"Желобок" ("Трубочка")— высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.

"Грибок"— язык широкий, плоский, присасывается к твер­дому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.

«Окошечко» — широко открыть (за­крыть) рот – 10 раз.

 «Маятник» — рот открыт, кончиком язы­ка надавить на уголок рта справа (сле­ва) — 10 раз.

 «Змея» — рот открыт, высунуть узкий на­пряженный язык как можно дальше, убрать — 10 раз.

 «Вкусное варенье» — широким языком обхватить верхнюю губу, удерживая по­зу обхвата, стянуть воображаемое варе­нье в рот — 10 раз.


Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей.

Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Функциональная готовность ребенка – стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная, личностная и мотивационная готовность, интерес к новому и навыки общения.

          Капризы детей – это формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании. В раннем и дошкольном возрасте проявление капризов сопровождается обычно плачем, криком, двигательным возбуждением.   

         Причиной возникновения капризов может служить начавшееся заболевание. Совершенно спокойный, уравновешенный ребенок начинает вдруг капризничать без всяких видимых причин, становится вялым, хуже ест или совсем отказывается от еды, постоянно просится на руки. Капризы заболевшего ребенка — временное явление, связанное с болезнью, и по выздоровлении малыша они пройдут.

         Если взрослые при воспитании ребенка не учитывают его возрастных и индивидуальных особенностей, то ребенок очень рано начинает протестовать, а взрослые рассматривают поведение ребенка как каприз. Если взрослые не соблюдают режима дня ребенка, укладывают спать раньше или позже положенного времени, не вовремя кормят, то малыш протестует. Каприз это или нет? Конечно, нет. Это вполне закономерна реакция ребенка.

            КАЖДЫЙ КАПРИЗ ИМЕЕТ ПРИЧИНУ, но она не всегда может быть ясна и понятна, поскольку о причинах, порождающих капризы родители, могут уже забыть.

Министерство образования и науки РФ

Управление образования Администрации города Лабытнанги

Департамент образования ЯНАО

Профессиональные стандарты

Городская среда

 

Всероссийский мониторинг безопасности образовательной среды

Детский телефон доверия